C течением времени и накоплением информации все больше растет убежденность, что Нашха была не «прародиной» чеченского народа, а тем, что в науке называется амфиктионией. Сейчас объясню, что это такое.
Амфиктиония – это древнегреческий термин, которым в исторической и этнографической науках обозначается политический и религиозный союз соседствующих друг с другом обществ (в нашем случае тайпов), которые группировались вокруг общего для них священного места (храма). Такие союзы были присущи многим свободным народам, живущим при военной демократии, и существовали повсеместно в Европе, Передней Азии и на Кавказе. «Священным центром» Нашхинской амфиктионии была гора, которая до сих пор называется Арда-Корт («священная, храмовая вершина»), на которой обнаружены руины древнего сооружения, очевидно, храма. Другие центры нахчийских амфиктионий – Ардоти (Муцо) в Хевсуретии и Тхаба-Йерд в Ингушетии. Дальнейшие исследования могут выявить и другие подобные нахчийские центры амфиктионий.
Здесь следует указать, что эти центры (хевсурский и ингушский) уже в самих своих названиях демонстрируют, что они носили статус «священных», поскольку Ардоти (-ти- в этом названии – топонимообразующмй формант) и Йерда – диалектные формы чеченского Арда – «священный, храмовый»]. Напомним, что урартийская «священная столица», где в главном храме Халди короновались цари этой страны и хранилась казна, называлась Ардини (название это отягощено урартским суффиксом принадлежности -ни-) – «священный, храмовый». В Этрурии таким священным центром был, как свидетельствует Вергилий, город Ардея, основанный самим Зевсом. В древних Афинах «священный холм» с храмом, посвященным олимпийским играм (первоначально эти игры проходили внутри греческих амфиктионий) носил название Ардиттос, и это название, по мнению ряда ученых (Пауль Кречмер, Бедржих Грозный и др.) связано с урартским Ардини. «Священная Троя» носила еще одно название – Ардей. Священная библейская река называется Иордан и это название стало обозначением ближневосточного королевства Иордании. Подобных названий на карте Европы и Передней Азии – десятки, и все они, являясь некогда центрами амфиктионий, обозначают понятия «священный», «храмовый».
Сказанное объясняет то, что некоторые чеченские тайпы не желают признавать себя «выходцами из Нашхи». Это просто означает, что они входили в другие амфиктионии, в другие «священные союзы», т.е. группировались вокруг иных храмовых центров. Можно предполагать, что из Нашхи в реальности вообще вышло очень мало тайпов, а привязка многих других тайпов к этой местности была, так сказать, не физической, а духовной. В самом деле, не мог ведь весь чеченский народ, крупнейший на Северном Кавказе, умещаться и кормиться на небольшой территории Нашхи, где вообще негде сеять хлеб, а скотоводство ограничено горными пастбищами. Для существования такого многочисленного народа нужны были несравненно более обширные жизненные пространства и ресурсы, чем могла предложить Нашха. Поэтому Нашха — не «прародина» большинства чеченских тайпов, а только духовный центр Нашхинской амфиктионии (союза тайпов).
«Ворота в Нашху» (Галанчожская арка)