Тем, кто доказывает одностороннее влияние кумыкского языка и культуры на чеченцев, будет полезно прочитать отрывок из научной работы кумыкского специалиста С.Ш. Гаджиевой, а еще лучше всю работу целиком. Это влияние было «двусторонним», т.е. и чеченцы в значительной степени повлияли на речь и культуру кумыков, чей язык, в силу легкости в сравнении со сложными языками местных автохтонов, долгое время был средством межнационального общения (чеченцы называли кумыкский язык «базар-мотт», т.е. «язык рынка», «язык торговли»).
Но при этом интересно вот что. Чеченцы, насколько я в курсе, никогда не кичились своим влиянием на кумыков или других соседей, хотя имеются огромные пласты материалов, свидетельствующих о таком влиянии. И, наверное, настала пора публиковать эти исторические свидетельства, чтобы перестать быть объектами фантазий и домыслов со стороны некоторых псевдоученых шовинистического разлива, создающих задним числом «мощные державы» и целые галактические империи, причем исключительно на чеченских землях. Тут, понимашь, целая Россия, захватившая огромные территории от Германии до Калифорнии («форт Росс») и от Арктики до Афганистана не могла в течение столетий покорить Чечню, но отважные историки соседних народов, ровно сидевших на пятой точке в российском имперском болоте, нас не только захватывали, не только заставляли платить дань, но и, если их послушать, поместили чеченцев прямо в реку Аргун, ибо объявляют всю остальную сушу своими историческими землями. И я нисколько не преувеличиваю: если послушать этих сооружателей бумажных империй, суверенитет чеченцев в историческом прошлом распространялся лишь на бурные илистые воды реки Аргун. Видимо, наш народ столетиями обитал на лодках и плотах. И самое смешное заключается в том, что эти историки в своем запале близки к тому, чтобы начать таскать друг друга за бороды, доказывая, что именно их культуру чеченцы украли, и именно их князьям платили больше дани.
К счастью, у наших соседей не все историки нуждаются в уходе добрых людей в белых халатах с регулярными успокоительными инъекциями. Есть и нормальные ученые, без имперской сумасшедшинки в голове.
«При характеристике каждой отдельно взятой группы кумыков, следует иметь в виду влияние соседних народов, с которыми та или иная группа кумыков находилась во многовековом тесном контакте.
На культуру северных кумыков, на их диалект и хозяйственно-бытовой уклад жизни оказали влияние отдельные соседние народы Северного Кавказа, особенно чеченцы и ногайцы. Северные кумыки не только сами испытали влияние этих народов, но и стали как бы распространителями этого влияния среди всех кумыков и даже горского населения» [С.Ш. Гаджиева. Кумыкская женская одежда и украшения (XIX — нач. XX вв.).//Дагестанский этнографический сборник. Вып. I. Махачкала, 1974 г., стр. 9].